Новости

Проблемный Совет «Сейсмичность Земли, природные и природно-техногенные катастрофы»

04.11.2019

В четверг, 18 апреля 2019 г., в 14:00 в конференц-зале ИФЗ РАН на заседании Проблемного Совета «Сейсмичность Земли, природные и природно-техногенные катастрофы» (рук. А.Д. Завьялов) состоится доклад Сергея Валентиновича Шварева (ИГ РАН, ИФЗ РАН) на тему: "Новые данные к оценке сейсмического потенциала Европейского Севера России (северо-восток Фенноскандинавского кристаллического щита) – методы, факты, результаты".

Соавторы доклада: Никонов А.А. (ИФЗ РАН), Николаева С.Б. (ГИ КНЦ РАН), Родкин М.В. (ИТПЗ РАН), Флейфель Л.Д. (ИФЗ РАН), Зыков Д.С. (ИГ РАН), Королева А.О. (ИФЗ РАН)


Аннотация к докладу:

За последние четверть века собран обширный массив данных по молодой тектонике, активным разломам, историческим и палеоземлетрясениям, сейсмотектонике восточной части Фенноскандинавского (Балтийского) кристаллического щита. На основе собственных полевых исследований и исходных данных коллег (все перечислены) представляется сообщение по северо-восточной части региона, где проблема сейсмичности наиболее актуальна ввиду насыщенности особо ответственными объектами.

Главные цели авторов:
•    Усовершенствовать существующую базу данных (каталоги) по сильным и умеренным событиям (М≥4.8) за исторический (столетия) и доисторический (тысячелетия) периоды;
•    Наметить регионализацию по типам сейсмического режима;
•    Выделить сейсмолинеаменты, т.е. активные тектонические структуры с очагами землетрясений с М≥5.8 за последние 15 тыс. лет и оценить их сейсмический потенциал.

В рассмотрение включаются землетрясения инструментального периода 1956-2018 гг. во всем диапазоне М; исторического (письменного) периода XVI в. - 1955 г. с М≥3.5; доисторического периода, за тысячелетия – до XV в. включительно с М≥5.

Установление верхнего предела силы возможных событий и их воздействий, ввиду редкости сильных и исключительной редкости экстремальных событий можно считать вероятными, но принимать в расчет с большой осторожностью.

Подходы авторов:
•    накопление данных по активной поздне- и послеледниковой тектонике региона (1);
•    анализ данных по инструментальной (слабой) сейсмичности и усовершенствование каталогов исторических землетрясений (2);
•    палеосейсмогеологические исследования с параметризацией землетрясений (3);
•    совокупный анализ данных по активной тектонике и сейсмичности (за период до 15 тыс. лет), и выделение основных сейсмогенерирующих зон и их потенциала (4).

Выявление и оценка сильных (М≥5.8) землетрясений в регионе кроме проработанной части решения имеет и неопределенную составляющую: а) медленное пополнение базы доисторических событий; б) недостаточное количество параметризуемых параметров палеосейсмических объектов; в) расхождение оценок повторяемости и максимально возможной магнитуды по инструментальным и доинструментальным данным.

Некоторые результаты:
Один из главных выводов проводимого исследования может звучать так: наращивание базы сейсмических данных за десятки и первые сотни лет может никак не повлиять на определения сейсмического потенциала, в то время как исследования исторических и доисторических землетрясений меняют оценки кардинально. Для многих активных регионов закономерность известна. Но применительно к платформенной области, в данном случае, к Фенноскандинавскому кристаллическому щиту, он имеет принципиальное значение.

Палеосейсмологическое направление поэтому должно быть признано не просто полезным, но наиболее перспективным и стать востребованным в особо ответственных регионах страны. В соседних скандинавских и прибалтийских странах данное направление с начала XXI века бурно развивается. В Европейской Арктике это направление роста, линия прорыва в современной сейсмологии.

Другой существенный вывод регионального значения состоит в том, что наиболее сильные, повторяющиеся через столетия и/или тысячелетия землетрясения, возникают не в случайных местах в регионе, но их очаги определенно приурочены к разломным зонам (глубинным, тектонически активным швам). Два из них, наиболее крупные, это Мурманская вдольбереговая зона (линия Карпинского) по северному ограничению Кольского блока, и Беломорская зона (с Кандалакшским грабеном) по южному его обрамлению. Еще одна, выявляемая внове, это поперечная субмеридиональная зона от Кольского залива к подножью Хибинского массива, в текущем времени наименее активная, но с целым рядом очагов палеоземлетрясений.