31 мая 2022 года в 11:00 в конференц-зале ИФЗ РАН состоится "Объединённый семинар по геодинамике"
Уважаемые коллеги!
Во вторник, 31 мая 2022 года в 11:00 в очно-дистанционном формате на Объединённом семинаре по геодинамике ИФЗ РАН (Председатель: д.г.-м.н. А.М. Корженков) состоится доклад Ионы Сергеевича Уткина на тему "Использование тепловой и электроэнергии петротермальных и атомных станций на полуострове Ямал для добычи и переработки природного газа".
Ссылка для подключения https://jitsi.ifz.ru/GeotectonicSeminar
Приглашаются все желающие!
Аннотация:
Для обеспечения промышленного развития арктических районов России необходимо, прежде всего, энергетическое обеспечение промышленности и транспорта. Показана преимущественная возможность использования тепла и электроэнергии, вырабатываемой петротермальными и атомными станциями, для добычи и переработки природного газа в условиях Арктической суши РФ. Предложен принцип территориального размещения петротермальной и атомной энергетической инфраструктуры на суше прибережных районов Северного Ледовитого океана (СЛО) вдоль существующих, строящихся и проектируемых железных дорог. В качестве одного из наиболее перспективных объектов размещения промышленных предприятий по добыче и переработке природного газа предложена территория, расположенная на Ямале, вмещающую уже построенную эксплуатируемую железную дорогу «Обская, Бованенково – Сабетта» (572 км) и пристроенную к ней ветку «Бованенково, Карская – Харасавэй» (50 км). Вдоль большей части железной дороги располагается высоко ресурсная, перспективная зона газоконденсатных залежей Байдарацкой моноклинали. По результатам сейсморазведочных работ выявлена протяженная зона структурно-литологических ловушек и улучшенных коллекторов в юрских отложениях. Промышленные предприятия по добыче и переработке природного газа, расположенные вдоль указанной дороги, целесообразно обеспечить энергией петротермальных и атомных станций. На участке железной дороги «Обская– Сабетта» расположено 5 железнодорожных станций, 12 разъездов, 9 – 32-МВтных компрессорных станций «Ладога». Поблизости от указанных выше объектов необходимо провести поиск петротермальных месторождений для строительства ГеоТЭС. Петротермальные месторождения должны содержать достаточно большой объём аномально нагретых пород, расположенных на рентабельно доступных глубинах. Желательна в идеале интенсивная подпитка месторождения горячими флюидами из более глубоких горизонтов. Показана стратегия развития Арктической зоны и программа развития водородной энергетики РФ. Представлена принятая классификация производимого водорода по технологическим показателям и показаны способы его производства. Указаны наиболее перспективные способы получения экологически чистого и дешевого водорода и углерода (сажи). Имеется в виду каталитическое разложение метана с целью получения водорода и углерода в больших объёмах и количествах. В качестве источника тепла и электроэнергии наиболее подходит ядерный реактор (ВТГР) нового поколения МГР-Т, (с тепловой мощностью 4 блоков – 2400 МВт). Одной из наиболее перспективных технологий, освоенной в РФ, является получение водорода из природного газа путем его конверсии в водород и углерод в неравновесной плазме СВЧ-разряда при атмосферном давлении. Среди преимуществ этих способов производства водорода по сравнению с широко распространённым паровым риформингом метана является отсутствие на выходе углекислого газа. Рассмотрена возможность построения и рационального использования ПГеоТЭС с мощностью до 50 МВт на Ямале для обеспечения теплом и электроэнергией первоочередной группы промышленных объектов, занятых добычей и переработкой природного газа в водород, СПГ, метанол и аммиак для внутреннего регионального применения. Производство аммиака необходимо для использования в качестве топлива в первую очередь для морских патрульных, рыболовных судов и судов каботажного флота. В дальнейшем возможен перевод большей части не атомного флота на аммиачное топливо. Метанол необходим для закачки в трубы при транспортировке природного газа для того, чтобы предотвратить их закупорки метангидратами. Электроэнергия, выработанная многими ПГеоТЭС, построенными вдоль железной дороги «Обская - Сабетта», может быть использована для ее электрофикации. В настоящее время эта всесезонная в отличии от других морских и автомобильных транспортных коммуникаций на Ямале, исключительной значимости железная дорога, не обеспечена электроэнергией.