Новости

Памяти Евгения Александровича Рогожина

06.04.2021


Евгений Александрович Рогожин (02.01.1947 – 06.04.2021)

6 апреля 2021 года скоропостижно ушел из жизни Евгений Александрович Рогожин, заведующий VII отделения Института физики Земли, профессор, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Евгений Александрович родился 2 января 1947 г. в Германии в семье военнослужащего. В 1971 г. он закончил геологический факультет Московского государственного университета. Среди его учителей были такие выдающиеся советские геологи как Д.П. Найдин, Г.П. Горшков, Е.Е. Милановский и другие. Е.А. Рогожин являлся одним из старейших сотрудников Института физики Земли. Колоссальный вклад в его становление внес В.В. Белоусов, учеником которого он был с 1971 г.  Последнее обстоятельство предопределило как содержание его научных интересов, с самого начала связанных с фундаментальными вопросами геотектоники, так и с усвоенным здесь глубоким и взыскательным подходом к повседневной работе в науке.

Евгений Александрович первые годы своей работы в институте занимался изучением складчатости в орогенных областях Кавказа и Средней Азии. По результатам этих исследований он защитил кандидатскую, а в 1990 г. – докторскую диссертацию. Довольно рано он стал участвовать и в сейсмотектонических работах, которые со временем стали основным предметом его научных исследований. Первые его опыты в этом направлении связаны с геологическим обоснованием экспериментальных разработок, проводившихся в ИФЗ в семидесятые-восьмидесятые годы под руководством В.И. Мячкина. С 80-ых годов XX века он принимал участие в обследовании эпицентральных зон сильных землетрясений. В 1993 г. Евгений Александрович возглавил лабораторию сейсмотектоники ИФЗ РАН. В задачи лаборатории входили сейсмотектонические и палеосейсмологические исследования в различных сейсмоактивных областях страны для оценки сейсмической опасности территории. Заслугой Рогожина было внедрение широкого применения тренчинга наряду с традиционными методами в практике полевых работ, что оказалось эффективным средством для выявления следов древних землетрясений, что существенно дополняло сейсмическую историю регионов и имело непосредственное значение для определения повторяемости сильных сейсмических событий.

Евгений Александрович как своими личными исследованиями, так и организацией экспедиционных работ внес неоценимый вклад в изучение очаговых зон сильных землетрясений ХХ и XXI века. Среди них – Кумдагское, 1983 г., Бурунское, 1984 г., Спитакское, 1988 г., Зайсанское 1990 г. в Восточном Казахстане, Рачинское 1991 г. в Грузии, Шикотанское, 1994 г., Нефтегорскоего (Сахалин) 1995 г., Кроноцкое (Камчатка) 1997 г., Углегорское (Сахалин) 2000 г., Алтайское 2003 г., Олюторское (Корякия) 2006 г., Симуширские (Курильские острова) 2006 и 2007 гг., Тувинские 2011−2012 гг. и др. Уникальные результаты этих работ стали весомой составляющей современных представлений о строении своеобразных ключевых участков проявления новейшей геодинамики, а также способствовали совершенствованию актуальных представлений о сейсмической опасности страны.

Богатый эмпирический материал, полученный в процессе полевых исследований, широкая эрудиция, особый дар проникновения в особенности геологической среды и научная основательность, заложенная от природы и отшлифованная в годы работы под руководством В.В. Белоусова, привели его к ряду фундаментальных выводов по вопросам сейсмогенеза, изложенных в нескольких монографиях и ряде журнальных статей. Принципиальным научным выводом и достижением стало положение о сейсмическом очаге как долговременной геологической структуре, в которой время от времени происходит разрядка напряжений, порождающая землетрясения. В результатах исследований Е.А. Рогожина нашли отражение практически все вопросы сейсмотектоники с учетом сейсмологических аспектов, вписанные в более общую картину современной геодинамики. Работы Е.А. Рогожина занимают достойное место в ряду исследований, определивших содержание новой эпохи в сейсмотектонических исследованиях. Не будет преувеличением утверждать, что научные результаты Е.А.Рогожина способствовали обогащению сейсмотектоники и ее становлению в сегодняшнем виде как актуальнейшего направления в современной геодинамике.

Огромный практический опыт и теоретическое осмысление материала сделали Е.А. Рогожина одним из ведущих сейсмотектонистов страны. Одновременно Е.А. Рогожин как авторитетный сейсмотектонист пользовался международной известностью и в этом качестве возглавлял сейсмотектоническую группу в российско-иранском проекте по оценке сейсмической опасности района строительства атомной станции «Бушер» в 1999−2003 гг. Он также был включен в международную экспедицию по ретроспективному обследованию (спустя 40 лет) сильнейшего Могодского землетрясения 1967 г. в Монголии. Многолетнее плодотворное сотрудничество связывало Е.А. Рогожина с китайскими и индийскими коллегами. В течение многих лет Е.А. Рогожин читал лекции по сейсмотектонике на Геологическом факультете МГУ. Многие из его слушателей стали успешными сотрудниками его отдела в ИФЗ. А под его руководством защитили диссертации многие специалисты из различных регионов страны и зарубежья. Можно сказать, что ему удалось создать свою научную школу. В этом отношении он стал достойным продолжателем В.В. Белоусова.

Уход Евгения Александровича – невосполнимая потеря для науки и института и болезненная человеческая потеря для всех, работавших вместе с ним и просто знавших его. Он был талантливым ученым, блестящим организатором, но еще и добрым надежным другом, терпеливым и участливым к окружающим, наставником для молодых, мужественным человеком, до последнего дня не оставлявшим свой рабочий стол.

О времени и месте прощания будет сообщено дополнительно.