Новости

130 лет со дня рождения Отто Юльевича Шмидта

30.09.2021

Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения О.Ю. Шмидта, одного из величайших ученых и наиболее ярких деятелей ХХ века, человека, имя которого носит наш институт.

В этот знаменательный день мы хотим вспомнить несколько ярких страниц из жизни О.Ю. Шмидта, принесших ему всемирную известность. 

О.Ю. Шмидт – человек неукротимой энергии и талантливый организатор, все знают его как полярного исследователя и путешественника, положившего жизнь на освоение Арктики. Отто Юльевич первым создал полярную научную станцию, первым прошел Северным морским путем, зимовал на льдине, создал дрейфующую станцию, первым побывал на Северном полюсе, был правительственным комиссаром Земли Франца-Иосифа, возглавлял Главсевморпуть (где под его руководством проводилось строительство метеостанций, осуществлялась организация полярной авиации, решались вопросы судостроения и проблемы радиосвязи), Арктический институт, именно он «оседлал» Арктику для России.

О.Ю. Шмидту за несколько лет удалось прочно перехватить инициативу у норвежцев и американцев по освоению Арктики. Достижения советских полярников в это время впечатляют: в 1929 году на ледокольном пароходе «Седов» была сформирована арктическая экспедиция, успешно достигшая Земли Франца-Иосифа; в бухте Тихой О.Ю. Шмидт создал полярную геофизическую обсерваторию, обследовавшую земли и проливы архипелага; в 1930 году во время второй экспедиции были открыты острова Исаченко, Визе, Длинный, Воронина, Домашний; в 1932 году ледокол «Сибиряков» впервые за одну навигацию осуществил проход из Архангельска в Тихий океан – на Севморпуть в те годы в СССР возлагали большие надежды, прежде всего экономические, и видели в нем один из рычагов преобразования жизни. 

   

О.Ю. Шмидт и экипаж ледокольного парохода "Седов"                           О.Ю. Шмидт в арктической экспедиции

«Челюскинская эпопея»

В 1933 году О.Ю. Шмидт встал во главе экспедиции на пароходе «Челюскин», которая должна была доказать жизнеспособность Севморпути. Но «Челюскин» не смог выйти в Тихий океан. Судно было раздавлено льдами и затонуло. 104 человека оказались на льдине, казалось бы, в безнадёжной ситуации. О.Ю. Шмидт проявил себя как настоящий командир. Под его руководством челюскинцы быстро возвели палаточный городок, создали условия для приготовления пищи и для лечения больных. Эрнсту Кренкелю (в будущем участнику экспедиции И.Д. Папанина) удалось установить радиосвязь с Большой землёй. Челюскинцы жили как большая семья. О.Ю. Шмидт вселял в товарищей веру в спасение, волю к жизни. На льдине он читал для челюскинцев просветительские лекции. Сам О.Ю. Шмидт тяжело заболел, но продолжал руководить всеми работами в лагере и, когда пришла помощь, принял решение улететь последним.

Начальник экспедиции на Северный полюс О.Ю. Шмидт, 1931 г.

Всё закончилось чудесным спасением. Лётчики вывезли на материк всех до единого челюскинца. 

«Челюскинская эпопея» - эпопея жизни челюскинцев в ледовом «Лагере Шмидта» и их спасение летчиками потрясла весь мир, и Отто Юльевич Шмидт стал тогда всемирно знаменит. За рубежом писали, что имя Шмидта «начертано в золотой книге науки».

 

Капитан парохода «Челюскин» Владимир Воронин на мостике             О.Ю. Шмидт

Дрейфующая станция «Северный полюс -1» и спасение папанинцев

Спустя 4 года после завершения «Челюскинской эпопеи», в 1937 году Отто Юльевич Шмидт выступил в качестве организатора и руководителя проекта дрейфующей станции «Северный полюс – 1».

В течение года была проведена тщательная подготовка экспедиции. Сшиты теплая одежда, спальные мешки, палатки. Созданы резервные базы для возможной экстренной посадки самолетов. К весне следующего года все было готово. 

При подготовке экспедиции старались учесть все, что возможно - от условий работы оборудования до бытовых мелочей. Папанинцы были снабжены солидным запасом провианта, походной лабораторией, ветряком, который вырабатывал энергию, и радиостанцией для сообщения с землей. Однако главная особенность этой экспедиции состояла в том, что она была подготовлена на основе теоретических представлений об условиях пребывания на льдине. Но без практики было сложно предположить, чем может закончиться экспедиция и, главное, как придется снимать ученых со льдины.

Руководитель и пилоты самолётов экспедиции Северный Полюс 1

(слева направо): И. Т. Спирин, М. И. Шевелев, М. С. Бабушкин, О. Ю. Шмидт, М. В. Водопьянов, А. Д. Алексеев, В. С. Молоков

Группа исследователей состояла из 4 человек: руководителя станции И.Д. Папанина, радиста Э.Т. Кренкеля, геофизика Е.К. Федорова, гидробиолога и по совместительству врача П.П. Ширшова. Экспедиция стартовала 6 июня 1937 г.

С первого дня начались плановые гидрографические исследования и метеорологические наблюдения. При промере глубин океана обнаружили слои воды с температурой выше средних местных значений. Значит, теплое атлантическое течение Гольфстрим доходит до полюса, следовательно, — уходит обратно. Для экспедиции это было не самым лучшим открытием. Льдину стало относить на юг с нарастающей скоростью, а уже к ноябрю скорость дрейфа достигла восьми километров в сутки. Стало понятно, лед движется от Северного полюса в Гренландское море.

Кроме того, полярная ночь, а вместе с нею и устойчивые морозы принесли новые испытания на прочность. Стало трудно вести гидрологические работы, которые производились каждые 25 морских миль. Непросто оказалось даже добывать из снега воду для приготовления пищи и прочих житейских нужд. 

О.Ю. Шмидт и И.Д. Папанин

А дрейф тем временем все ускорялся. 10 октября льдина пересекла 85 параллель, пройдя от Северного полюса полтысячи километров. К началу же нового года лагерь папанинцев находился уже вблизи восточных берегов Гренландии. Положение становилось опасным. Гренландское море, особенно в зимнее время, славится штормами. Нерадушно оно встретило и наших соотечественников.

Когда участники экспедиции высаживалась на льдину на Северном полюсе, ее размеры составляли примерно пять километров на три. А 1 февраля Э.Т. Кренкель отправил в Москву такое сообщение: «В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом».

На Большой земле под руководством Отто Юльевича Шмидта, который в то время возглавлял Главморсевпуть, был срочно разработан план спасения. Из Мурманска к кромке гренландских льдов был отправлен зверобойный бот «Мурманец», спустя две недели - ледокольный пароход «Таймыр», а 7 февраля - ледокольный пароход «Мурман». 10-го из Кронштадта вышел, досрочно закончив ремонт, «Ермак».

Проход через суровые северные льды оказался непростым делом. Январь завершался борьбой полярных стихий, непогода сильно тормозила ход судов.

 

Иван Папанин, Отто Шмидт и Михаил Водопьянов                                 Группа работников Севморпути с О.Ю.Шмидтом

12 февраля зимовщиков поднял на ноги крик Эрнста Кренкеля, увидевшего свет от прожектора “Таймыра". 16 февраля льдина с людьми была обнаружена с воздуха, а уже19 февраля ледокольные суда подошли к лагерю на 1.5 км, и в 19 часов этого же дня в эфир ушло последнее сообщение Э. Кренкеля: “Дрейфующая станция “Северный полюс” завершила свою работу”.

«Наблюдения первой советской дрейфующей станции внесли крупнейший вклад в сокровищницу мировой науки. Они открыли взору учёного часть Земного шара, остававшуюся до того неисследованной», - писал полярный исследователь В.Ю. Визе в 1948 г.