Новости

Взаимодействие ионосферы с другими геосферными оболочками: интервью Сергея Львовича Шалимова в журнале «Наука и жизнь»

21.03.2023

В 1839 году Карл Фридрих Гаусс высказал предположение о существовании высокопроводящего атмосферного слоя. В начале XX века были получены экспериментальные доказательства того, что вокруг Земли есть оболочка, содержащая заряженные частицы и влияющая на радиосвязь. Позже физики сформировали современные представления о структуре этого слоя. Сейчас внимание исследователей сфокусировано на взаимодействии ионосферы с другими геосферными оболочками.

Корреспондент «Науки и жизни» Наталия Лескова поговорила об ионосфере с Сергеем Львовичем Шалимовым, заведующим лабораторией физики межгеосферных процессов ИФЗ РАН, доктором физико-математических наук.

«Ионосфера – это верхняя часть атмосферы, газовой оболочки Земли. Она ионизована солнечным излучением, то есть помимо нейтральных атомов и молекул там есть электроны и ионы, отсюда и её название. По сути, это плазменная оболочка Земли. Ионосфера начинается там, где ионизация уже влияет на распространение радиоволн: может происходить их отражение и преломление в плазме, а также рассеяние на неоднородностях электронной плотности. А у нас все коммуникации, вся связь построены на радиоволнах разного диапазона. В частности, через ионосферу проходят сигналы спутников глобальной навигационной системы. Несмотря на то, что частоты этих сигналов достаточно высокие и ионосфера влияет на них не так сильно, тем не менее, она вносит свой вклад в распространение сигнала <…> Магнитная оболочка не даёт солнечному ветру проникнуть в нижние слои атмосферы, он как бы обтекает Землю. Вместе магнитосфера и нижележащая часть ионосферы защищают нас и от солнечной радиации, и от солнечного ветра. Основная часть жёсткой радиации поглощается именно в ионосфере. Это поглощение и приводит к ионизации атомов и молекул, то есть, собственно, и создаёт ионосферу», – рассказал Сергей Львович.

Дополнительные материалы:

Полную версию интервью читайте на сайте журнала «Наука и жизнь». Печатный экземпляр мартовского номера находится в библиотеке ИФЗ РАН.