Новости

Руслан Жостков и Александр Овсюченко о комплексной экспедиции в Арктику

18.12.2020

Карта маршрута

С 5 августа по 23 октября по всему маршруту Северного морского пути в Арктике была проведена комплексная экспедиция Северного флота и Русского географического общества. В задачи экспедиции, помимо поиска и мониторинга состояния объектов культурного наследия, проведения мероприятий посвященных 75-летию Великой Победы, 110-летию Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на ледоколах “Таймыр” и “Вайгач”, 120-летию экспедиции Э. Толля на шхуне “Заря”, 145-летию известного полярного исследователя В. Русанова. В задачи экспедиции вошли также изучение района выполнения задач, его комплексная оценка и научные исследования. Экспедиция проведена на ледоколе “Илья Муромец” в составе сил Северного флота под командованием вице-адмирала Олега Голубева по маршруту: Североморск – пролив Карские Ворота – полуостров Таймыр и прилегающие архипелаги – Чукотский полуостров – остров Врангеля – Новосибирские острова – Северная Земля – Земля Франца-Иосифа – Североморск. В состав экспедиционного отряда вошли представители Северного флота, поисковая группа РГО, военные гидрографы, представители Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН, Института проблем экологии и эволюции РАН, Арктического музейно-выставочного центра, съемочная медиагруппа РГО. От ИФЗ РАН в экспедиции приняли участие Руслан Жостков, старший научный сотрудник лаборатории фундаментальных проблем экологической геофизики и вулканологии (703) и Александр Овсюченко, главный научный сотрудник, заведующий лабораторией сейсмотектоники и сейсмического микрорайонирования (701).

 

Подготовка к экспедиции:

“Собирая оборудование, я взял все с собой в двойном количестве: два ноутбука, два телефона на IOS, два на Android, потому что IOS разговаривает с одним типом датчиков, Android позволяет управлять другим типом датчиков. Всего получилось какое-то огромное количество аппаратуры - килограмм 150. Тут интересный контраст: у Александра Овсюченко из оборудования были только лопата и кирка, а у меня было какое-то безумное количество - 3 чемодана с сейсмическими датчиками, подводный дрон, квадрокоптер, шанцевый инструмент, кирка, лопатка, рации, очень много всего.” - поделился Руслан Жостков.

“Мы приехали в Мурманск, нас на ПАЗике отвезли прямо до причала. В воодушевленном состоянии разгрузили все вещи, нам выделили каюты. Это было 20 июля, после этого у нас было 14 дней до начала экспедиции на карантин. За это время мы успели посетить Териберку, которая привлекла нас, в том числе, с научной точки зрения. Также нам удалось посетить парад в честь дня ВМФ, который произвел неизгладимое впечатление.  В эти две недели, помимо развлекательных мероприятий, мы тщательно собирались. Очень интересное событие было связано с инструктажем по технике безопасности - нас тренировали правильно покидать судно, надевать спасжилеты. В Североморске, в специальном тренировочном центре, нас облачили в специальные неопреновые костюмы, красивые, ярко-оранжевого цвета, мы попрыгали все в бассейн с холодной морской водой, там нас учили, как правильно сцепляться локтями-коленями друг с другом, как залезать в спасательный плот.

5 августа мы отчалили, был конечно предварительный тренировочный выход на пару дней, но сама экспедиция началась 5 августа”, - вспоминает Руслан Жостков.

 

аэрофотоплан мыса Ефремов камень                                                         Сейсмотектонический ров (фото: Р. Жостков, А. Овсюченко)

Исследования на мысе Ефремов камень:

В рамках культурно-исторических и поисковых задач экспедиция в Енисейском заливе обнаружила легендарный ледокол “Вайгач”, который в 1918 году наткнулся на подводную скалу и затонул возле мыса Ефремов камень. На этом мысе был изучен активный разлом, движения по которому создают резкий, опасный для судоходства рельеф.

“Мыс Ефремов камень - это единственный объект на котором мы задержались больше, чем на одни сутки. Мы были там три дня, этот объект - квинтэссенция наших исследований. Обнаружился разлом на котором мы провели сейсмические исследования, аэрофотосъемку с созданием фотоплана и  сделали цифровую модель объекта. Также, с помощью нашего коллеги из ИЗМИ РАН провели геотектонический осмотр, сделали георадарную съемку. Это уже позволяет делать некоторые выводы о том, были там землетрясения или нет. Этот объект еще очень интересен с исторической точки зрения, дело в том, что там затонул легендарный ледокол “Вайгач”. Ледокол на котором проводилось большое количество исследований первооткрывательского характера в арктике. Там провели поисковые работы с использованием гидроаккустического оборудования, обозначили примерное его местоположение, потом запустили подводный телеуправляемый необитаемый аппарат Марлин-350. И действительно заметили там какие-то характерные участки: мачты, шлюпку, элементы обшивки, заклепки”, - рассказали учёные.

Овцебык на о. Могильный (фото: Р. Жостков, А. Овсюченко)

Исследования на побережье о.Таймыр:

На северо-западном побережье Таймыра экспедицией были обследованы две артиллерийские батареи времён Великой Отечественной войны. На о-ве Фаддея и в бухте Симса на северо-востоке Таймыра исследованы районы гибели и зимовки экспедиции неизвестных русских мореходов XVII века. Остались загадочными условия и причины гибели этой экспедиции, среди которых важную роль могла играть природная катастрофа.  В Чукотском море сделана трёхмерная акустическая и видеосъёмка парохода “Челюскин”, раздавленного льдами и затонувшего в 1934 году. Институт физики Земли носит имя руководителя экспедиции на пароходе “Челюскин”, Отто Юльевича Шмидта, бывшего в 1932-1938 годах начальником Главного управления Северного морского пути. Сотрудники ИФЗ РАН и ИЗМИРАН в рамках экспедиционного отряда образовали «геологическую» научную группу и провели серию исследований современных сейсмических и тектонических процессов в районах проведения экспедиции. Такие исследования в настоящее время приобретают все большую роль, особенно в связи с оценкой возможных негативных воздействий, требования к которой растут с каждым годом по мере лавинообразного увеличения сложности и уязвимости развиваемой человечеством инфраструктуры. Особенно велика роль таких исследований в Арктике, где постепенно возобновляется использование Северного морского пути, начато или планируется развитие инфраструктуры и строительство разнообразных ответственных объектов на фоне крайне низкой сейсмологической изученности.

“Обогнув мыс Челюскин - самую северную материковую часть Евразии, мы пришли в Восточный Таймыр в бухте Прончищевой. Там по космоснимкам прослеживался разлом от крупного землетрясения. Здесь мы смогли провести полноценные геофизические исследования: сделать сейсмический профиль, который дает информацию о глубинном строении земли; георадарный профиль, который дает информацию о приповерхностном строении; аэрофотосъемку с последующим построением фотоплана и цифровой модели рельефа; геоморфологический осмотр геологических проб. Мы смогли провести комплексное исследование - аппаратура хорошо сработала, наши действия были настолько отлажены, что мы очень быстро все отработали, уложились в чрезвычайно короткое время. Обычно на такие работы требуется два дня, а мы сделали за 6-8 часов”, - вспоминают исследователи.

Стая лебедей на о. Песцовый (фото: Руслан Жостков, Александр Овсюченко)

   

Айсберг (фото: Руслан Жостков, Александр Овсюченко)                          О. Котельный (фото: Руслан Жостков, Александр Овсюченко)

Аэрофотоплан о. Правды (фото: Руслан Жостков, Александр Овсюченко)

Сеть стационарных сейсмических станций в российском секторе Арктики все еще остается очень редкой. Открытие каждой новой станции вносит существенные коррективы в представления о распределении сейсмоактивных зон. Однако, даже в случае удовлетворительного покрытия сейсмическими станциями, период наблюдений всё равно остается крайне непродолжительным для выявления всех сейсмоактивных структур и оценки их сейсмического потенциала (силы возможных землетрясений). По этой причине в последние десятилетия бурно развиваются палеосейсмологические исследования. Они основаны на фактах обнаружения в эпицентральных зонах современных землетрясений многочисленных следов древних сейсмических катастроф (палеосейсмодислокаций), что позволяет обнаруживать такие следы в других местах, получать параметры древних землетрясений и, на этой основе, делать долгосрочный сейсмический прогноз. В Российской Арктике такие исследования фрагментарно проводились только на Кольском п-ове и в районе устья р. Лена, на самом севере Верхоянского горного сооружения. В целом же, арктическое побережье и тем более острова в этом отношении без преувеличений представляют собой почти сплошное «белое пятно». Особую опасность представляет вулканизм, изучение которого в Арктике только начинается. Для оценки вероятности современных извержений в Российской Арктике имеют значение данные о подводном извержении на хребте Ломоносова в ноябре 1954 г., поступившие с дрейфующей станции «СП-3» и газовом шлейфе, зафиксированном со спутников в 1983 году у о-ва Беннетта. Извержения на хребте Гаккеля фиксируются сейсмологическими методами с 1990-х годов.

 

Острова Де-Лонга

Исследования вулканизма планировались в архипелаге Де Лонга на о-вах Беннетта и Жохова, однако провести их не удалось. Из-за штормовой погоды не удалась и предпринятая по инициативе командования высадка на соседний о. Жаннетты. Но, этот загадочный, редко посещаемый, величественный и неприступный остров оставил глубокое впечатление у всех участников экспедиции.

"Мы были готовы, во всеоружии. Пытались спустить катер, но волнение моря и ветер не позволили это сделать. Более того, на волнах, когда катер уже был спущен - он ударялся о трап, о ледокол и был сильно поврежден, поэтому катер быстро подняли, наш пароход снялся с якоря и ушел от острова Жаннетта прочь. Действительно, там всегда очень плохая погода, там всегда ветер, там всегда туман, облака, снежные вихри. Неудивительно, что на этот остров высаживалось людей меньше, чем было в открытом космосе. Я надеюсь, что когда-нибудь нам удастся его все-таки посетить, потому что хотелось бы узнать - что же он таит, какую загадку. Было бы очень здорово поставить там сейсмостанцию - это действительно уникальный объект для сейсмических и геотектонических исследований, как в общем-то и все острова Де Лонга, которые не сильно посещаются людьми”,- поделился Руслан Жостков.

о. Жаннеты (фото: Руслан Жостков, Александр Овсюченко)

 

Исследования в архипелаге Новосибирских островов

В архипелаге Новосибирских островов единственная высадка состоялась на острове Котельном в бухте Нерпалах – месте зимовки Русской полярной экспедиции барона Эдуарда Толля, которая в 1900–1902 годах на шхуне “Заря” отправилась искать легендарную Землю Санникова. Из этой бухты Толль и трое его спутников в продолжении поисков Земли Санникова стартовали на о. Беннета, где через год соратник Толля Александр Колчак в результате дерзкой и удачливой спасательной экспедиции нашел их последние следы.

На «архипелаге исчезающих островов», как иногда называют Новосибирские острова, расположена еще одна из загадок Арктики – единственная в мире песчаная арктическая пустыня Земля Бунге. Причина образования этой пустыни может крыться в резком, сейсмотектоническом поднятии участка морского дна, произошедшем относительно недавно, о чем могут говорить сохранившиеся до сих анахроничные топонимы – о. Котельный, о. Фаддеевский – в настоящее время соединённые Землей Бунге в единый остров. Выполнить полевые исследования здесь не удалось. Тем не менее, нашей группе удалось провести очень важные и весьма продуктивные исследования, которые включили: дистанционное и полевое геоморфологическое и палеосейсмологическое картирование (Овсюченко А.Н.); аэрофотосъемку с построением фотопланов и цифровых моделей рельефа, временные сейсмологические наблюдения, микросейсмическое зондирование – ММЗ (Жостков Р.А.); георадарное зондирование (Едемский Д.Е., ИЗМИРАН). Такой подход позволил изучить как приповерхностное, так и глубинное строение активных геологических структур. На каждом детальном участке сделана аэрофотосъемка с БПЛА, на основе которой построены цифровые модели рельефа и аэрофотопланы.

Остров Ушакова. Моржи на фоне ледника. (фото: Руслан Жостков, Александр Овсюченко)

 

Результаты исследований:

Наиболее важные результаты получены на п-ове Таймыр, о-ве Врангеля и Кольском п-ове. Следы сильных (8-9 балльных) сейсмических сотрясений и выразительные сейсмотектонические разрывы были обнаружены в Енисейском заливе на мысе Ефремов камень и в районе п. Диксон. На о. Белуха, в районе северо-западного побережья Таймыра удалось выявить фрагмент сейсмотектонического разрыва правосдвиговой морфологии, который по космическим снимкам прослежен на соседних островах на расстоянии около 20 км. Полученная оценка даёт минимальную протяженность очага катастрофического землетрясения, случившегося здесь несколько сотен – тысяч лет назад. На п-ове Еремеева было изучено глубинное и приповерхностное строение активного разлома сбросового типа. На северо-востоке Таймыра, в районе бухты Марии Прончищевой, изучено глубинное и приповерхностное строение активной разломной зоны в подножии гор Бырранга. Здесь исследована молодая приразломная складчатая гряда. Развитие гряды отражает молодое (голоценовое) развитие горной системы Бырранга и её тектоническую экспансию в сторону прилегающей приморской низменности, которая постепенно вовлекается в молодые тектонические деформации. На о. Врангеля изучен активный надвиг на границе горного хребта, протягивающегося вдоль всего острова, с южной приморской низменностью. На баренцевоморском побережье Кольского п-ова, в районе п. Териберка, был прослежен на местности и изучен геофизическими методами на глубину от первых десятков метров (георадар) до километров (ММЗ), очаг неоднократных сильных землетрясений позднеголоценового возраста длиной около 8 км.

О. Врангеля, Мыс Фомы. Тектонический уступ, георадарное профилирование (фото: Руслан Жостков, Александр Овсюченко)

    

Установка сейсмостанции на о. Диксон                                                      Установка сейсмостанции на о. Нансена

Если обычные инструментальные сейсмологические наблюдения дают представления о сейсмичности за последние несколько десятков лет, то палеосейсмологические исследования существенно расширяют этот узкий временной интервал, позволяя получить представления о сейсмической истории за несколько тысяч лет. Согласно недавно утвержденной карте общего сейсмического районирования России ОСР-2016 большая часть п-ова Таймыр расположена в сейсмически безопасном районе (5 баллов и менее). И лишь на востоке полуострова выделен небольшой участок 6-балльных воздействий для периода повторяемости в 500 и 1000 лет и 6-7-балльных для периода повторяемости в 5000 лет. В южной части о. Врангеля 6-балльная зона выделяется только для периода повторяемости в 5000 лет. 

Чукотка. Бухта провидения (фото: Руслан Жостков, Александр Овсюченко)

Результаты проведенных исследований показывают гораздо более сложную картину прогнозных сейсмических сотрясений. Это и понятно, ведь до сих пор представления о сейсмической ситуации почти во всей Арктике базировались исключительно на данных инструментальных наблюдений. При этом три первых отечественных станции были открыты только в 1950-х годах, а к 1990-му году их было девять. Расстояния между станциями составляют сотни и тысячи километров. Благодаря Северному флоту и РГО, в экспедиции получены результаты, являющиеся принципиально новой фундаментальной основой долгосрочного сейсмического прогноза на арктическом побережье России. 

 

Завершение экспедиции (фото: Руслан Жостков, Александр Овсюченко)

Участники экспедиции выражают особую благодарность директору экспедиционного департамента РГО Сергею Чечулину, научному руководителю экспедиции от Северного флота полковнику Сергею Чуркину, капитану ледокола “Илья Муромец” Виктору Осипову и всей команде, выполнившей свою работу на самом высоком уровне.