Новости

Обрушение моста Моранди в Генуе: необходим постоянный мониторинг процессов деформации конструкций моста

19.08.2018

Наиболее вероятной на данный момент версией обрушения автомобильного моста Моранди в Генуе (Италия) называют серьезные нарушения в текущем обслуживании моста. Однако ранее в качестве возможных причин трагедии упоминались и природные воздействия, такие как удар молнии, шквальный ветер или землетрясение.

В интервью деловой газете «Взгляд» заведующий лабораторией сейсмической опасности (302) Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, доктор физико-математических наук Алексей Дмитриевич Завьялов сообщил: «Мост в Генуе вполне возможно могли «подточить» медленные геологические процессы. … Деформация мостовых конструкций – то, что требует постоянного мониторинга».

При этом следует отметить, что район Генуи располагается в весьма спокойной зоне, где скорости движений земной поверхности существенно меньше 0,1 мм/год. В этом смысле более весомой представляется версия, которую выдвинули итальянские власти, в частности ген.прокурор Генуи – серьезные упущения в текущем обслуживании моста.
 

Трагедия в Генуе заставила задуматься о безопасности мостовых переходов по всему миру, а также о состоянии структур мониторинга и обслуживания.

Прокомментировал ситуацию руководитель Координационно-прогностического центра ИФЗ РАН, заведующий лабораторией методов прогноза землетрясений (702) Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, доктор геолого-минералогических наук Евгений Александрович Рогожин: «По аналогии с аварией моста в Генуе возникли слухи о высокой уязвимости строящегося 19-километрового Крымского мостового перехода, имеющего значительно более сложную конструкцию, чем километровый мост Моранди. Керченский мост располагается в сейсмоопасной зоне и запроектирован под сейсмическое воздействие интенсивностью в 9 баллов с учетом очень сложных грунтовых условий.
Кроме сейсмических нагрузок для этого моста серьезную опасность представляют процессы весеннего перемещения льда из Азовского в Черное море и ветровые процессы.
Кроме того, на дне Керченского пролива геофизическими методами обнаружен ряд разломов. Наиболее крупный - Правдинский разлом, который демонстрирует микросейсмическую активность в периоды сильных штормов. С этим разломом изыскатели связывают сейсмогенерирующую зону, трассирующуюся вдоль пролива, в северо-восточном направлении и способную порождать землетрясения с магнитудой до 7 баллов. Вероятно, по этому разлому могут происходить медленные геологические смещения небольшой амплитуды.
Отсутствие систем сейсмологического, геодезического и геофизического мониторинга в районе возведения мостового перехода увеличивает вероятность возникновения неожиданных деформаций в зонах разломов.»

Напомним, 14 августа 2018 года в Генуе обрушился пролет автомобильного моста. Его обломки упали на расположенные под мостом железнодорожные пути и дома. Жертвами трагедии по состоянию на утро 19 августа числятся 43 человека.
Мост Моранди входит в состав виадука Полчевера на автомагистрали A10 в Генуе, Италия. Строительство было начато в 1963 году, а его открытие состоялось 4 сентября 1967 года. Мост был назван в честь дизайнера Риккардо Моранди. Начиная с 70-х годов мост неоднократно подвергался реставрационным работам по причине неправильной оценки влияния вязкости бетона в конструкции моста, в результате чего дорожное полотно пошло волнами. Кроме того, выявлялись проблемы с коррозией и повреждением тросов.

 

Ссылки по теме:

R. A. Bennett, E. Serpelloni, S. Hreinsdóttir, M. T. Brandon, G. Buble, T. Basic, G. Casale, A. Cavaliere, M. Anzidei, M. Marjonovic, G. Minelli, G. Molli, and A. Montanari Syn-convergent extension observed using the RETREAT GPS network, northern Apennines, Italy// JOURNAL OF GEOPHYSICAL RESEARCH, VOL. 117, B04408, 2012

Комментарий А.Д.Завьялова для Деловой газеты «Взгляд»: Российские эксперты назвали наиболее вероятную версию обрушения моста в Генуе

В материале использованы фотографии с Официального новостного портала итальянской государственной телерадиовещательной корпорации «Rai» ( http://www.rainews.it/ ).