Новости

Р.Э. Татевосян об исторических землетрясениях

26.04.2021

Заведующий лабораторией сильных землетрясений и сейсмометрии (305), д.ф.-м.н. Рубен Эдуардович Татевосян

При возникновении землетрясения от его очага во все стороны распространяются сейсмические волны, в том числе, к поверхности земли. Эти волны вызывают сотрясения поверхности и могут ощущаться людьми, вызвать разрушения, и даже изменения в природной среде, если сотрясения окажутся достаточно интенсивными. Совокупность проявлений землетрясения на поверхности называется макросейсмическим эффектом. До того, как были изобретены сейсмические инструменты и созданы сети инструментальных наблюдений, единственная информация о землетрясении – это описания макросейсмического эффекта. В качестве рубежа, после которого, как полагают, параметры землетрясений в каталогах определены по записям сейсмических станций, принят 1900 г. Землетрясения, произошедшие до 1900 г. относят к историческим, а после – к инструментальным. Эта граница условна. Хотя к 1900-му году в мире уже было открыто около десятка сейсмических станций, ясно, что создание инструментальных сетей произошло не в один день. В действительности макросейсмические данные были основой параметризации землетрясений, как минимум, до 1920-х годов. Тем не менее, такое условное подразделение каталогов землетрясений оказывается удобным для практических целей, например, для задач оценки сейсмической опасности. Фактически определения землетрясения «исторические» (по времени возникновения) и «макросейсмические» (по типу данных) употребляются, как синонимы по отношению к сейсмическим событиям до 1900 г.

В большинстве регионов длительность каталогов землетрясений по инструментальным данным существенно уступает таковой по макросейсмическим сведениям. Поскольку надежность оценки сейсмической опасности в значительной мере определяется длительностью сейсмической истории, составление каталогов исторических землетрясений актуально до сих пор.

Первые каталоги исторических землетрясений 

Первые каталоги исторических землетрясений были дескриптивными, они содержали описания макросейсмических проявлений в отдельных населенных пунктах, упорядоченные в хронологическом порядке.

Систематизированные сводки описаний землетрясений известны с глубокой древности. Они составлялись уже в Древнем Китае. Труд арабского учёного Дж. ас-Суйути «Трактат о землетрясениях», является основой современных каталогов исторических землетрясений Ближнего Востока. Хроники природных катастроф, в том числе землетрясений, записывались в аббатствах Западной Европы.

В России первый «Каталог землетрясений Российской империи» был составлен И.В. Мушкетовым и А.П. Орловым (1893 г.). В каталоге описывались макросейсмические эффекты, для каждой записи указан источник информации. Авторы не преследовали цель использовать первичные источники. Когда можно было заимствовать сведения из опубликованных к тому времени каталогов Г. Абиха (1882 г.), А. Перрея (1843 г.), Р. Маллета (1858 г.), они именно так и поступали, причем предпочтение отдавали иностранным источникам. Например, даже для землетрясения на Русском севере в декабре 1758 г. Мушкетов и Орлов цитируют каталог Перрея, хотя в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» легко можно было найти оригинальное описание. И даже много позже, в 1970-х годах, когда были предложены методы параметризации землетрясений на основании макросейсмических данных, использование первоисточников не являлось приоритетной задачей.

    

И.В. Мушкетов                                                                                                Первый каталог землетрясений Российской Империи

Запись о землетрясении 1758 (№ 706) в каталоге Мушкетова и Орлова (1893 г.)

Изменение подхода к изучению исторических землетрясений

С начала 1990-х годов отношение к использованию первоисточников существенно меняется. Это произошло потому, что специальные исследования отдельных землетрясений прошлого обнаружили ошибки даже в наиболее авторитетных каталогах. Чаще всего они возникали из-за неточных переводов и опечаток. Кроме того, авторы редактировали оригинальные описания, опуская детали, которые составителям каталогов казались несущественными, хотя именно они позволяют получить обоснованные оценки интенсивности и правильно идентифицировать природу описываемого события, например, отличить тектоническое землетрясение от оползня. С осознанием важности использования первоисточников в практику каталогизации исторических землетрясений внедряются методы исторической науки. Фактически формируется новая дисциплина – историческая сейсмология. И это уже не просто определение параметров землетрясений по макросейсмическим данным, а использование специальных приемов анализа текстов.

Большое внимание уделяется изучению исторического контекста эпохи, когда создавался документ с описанием эффекта землетрясения. Например, в некоторых странах центральная власть отменяла налоги в районах пострадавших от сейсмической катастрофы, поэтому в регионе были заинтересованы в преувеличении потерь. Знание исторического контекста помогает понять, почему для какого-то землетрясения имеется большая коллекция макросейсмических сведений, а для другого – лишь отрывочные сведения. Это может определяться распределением плотности населения, преимущественно городское или сельское население обитало в районе землетрясения. Полезную информацию для правильной интерпретации макросейсмических данных дает изучение карт, современных времени возникновения землетрясения.

 

Карта дорог Архангельской губернии. Почта из Колы в Архангельск доставлялась по дороге, выделенной желтым цветом

Например, по поводу упоминавшегося уже землетрясения 1758 г. на Русском Севере для оценки достоверности информации важно было знать, за сколько времени сведения об ощущении землетрясения в Коле могли дойти до Архангельска. Большую помощь в этом оказала карта Архангельской губернии с указанием почтовых дорог и сведения из Справочной книжки Архангельской губернии на 1850 г. Сведения были признаны достоверными.

Но даже использование первоисточников не всегда позволяет принять однозначное решение о природе сейсмического события. В таком случае лучше отказаться от произвольного выбора единственного решения и сохранить все возможные интерпретации, по возможности оценив их вероятность. В частности, на основании описания декабрьского события 1758 г. нельзя исключить, что оно относится к шторму:

"Пришедший сюда недавно из Кольского острога солдат скаскою показал, что во время бытности его в дороге декабря 6 дня поздно в вечеру восстала прежестокая и весьма чрезвычайная буря от северозапада, и потом последовала столь сильное землетярсение, что не токмо люди и скот не могли на ногах устоять, но и печи и трубы отчасти разселись, а отчасти повалились. При такой жестокости трясения принужден он был с товарищами своими солдатамиж броситься в снег, потому что им не можно было на ногах стоять долее. Землетрясение сие продолжалось при упомянутой буре три часа, а перестало уже по утишении ветра. Оно началось при Канадалаксе, и в то же самое время т.е. 6 же числа в вечеру чувствуемо было в Княжной губе, в волости Ковде, при Черной реке и у креста Взиста."

Копия заметки из газеты Московские ведомости (нажмите, чтобы увеличить)

Большая роль в формировании исторической сейсмологии, как самостоятельной дисциплины, принадлежит итальянской школе сейсмологов. В ИФЗ РАН А.А. Никонов неоднократно подчеркивал большое значение использования первоисточников. Им опубликован ряд статей, в которых приводились сведения из ранее неизвестных источников информации. В настоящее время историческая сейсмология активно развивается в лаборатории сильных землетрясений и сейсмометрии усилиями Н.Г. Мокрушиной, Р.Э. Татевосяна и Т.Н. Татевосян. Исследованы важнейшие землетрясения в различных регионах России и зарубежных стран. Опубликованы статьи в ведущих мировых журналах, в том числе в рамках международного сотрудничества с коллегами из Италии и Финляндии. Необходимо отметить, что в 1970-х годах основателю лаборатории Н.В.Шебалину принадлежит заслуга превращения макросейсмики из описательной дисциплины в количественную. Но тогда еще только предстояло внедрение методов исторической науки в практику сейсмологических исследований.