Геоинформационный анализ климатических изменений в Арктике послужит развитию железных дорог
В Russian Journal of Earth Sciences опубликована статья «Геоинформационный анализ региональных климатических изменений в центральной и западной частях Российской Арктики для развития железных дорог».
Одним из авторов статьи является Алексей Джерменович Гвишиани, доктор физико-математических наук, академик РАН. Заведующий отделением математической геофизики и геоинформатики ИФЗ РАН, научный руководитель Геофизического центра РАН, председатель Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики, председатель Национального геофизического комитета РАН и Национального комитета по сбору и оценке численных данных в области науки и техники (КОДАТА) РАН.
Физико-географическая схема исследуемого региона. Пунктиром показаны основные железные дороги. Желтыми и красными пунктирными линиями показано расположение существующих и планируемых железных дорог, изучаемых в настоящей работе. Источник: д.ф.-м.н. А.Г. Костяной, академик РАН А.Д. Гвишиани и др., 2025.
Арктическая зона Российской Федерации характеризуется бурным ростом горнодобывающей промышленности, направленной на добычу нефти, газа, угля, руд, в том числе редкоземельных металлов. Железные дороги играют важную роль в транспортировке этих ресурсов в различные регионы России для переработки и экспорта. Часть грузов доставляется через арктические порты, подключенные к железнодорожной сети. Быстрое изменение климата, в том числе региональное потепление, является одним из факторов, ставящих под угрозу функционирование транспортной инфраструктуры Арктики. Системный анализ климатических процессов и оценка потенциальных опасностей, которые они могут вызвать, требуют адекватной геоинформационной поддержки.
В статье представлены результаты анализа пространственно-временной изменчивости различных гидрометеорологических параметров для отдельных железнодорожных магистралей в Арктическом регионе. Для этого был разработан новый геоинформационный метод, основанный на диаграммах Хофмюллера. Этот инструмент полезен для представления динамики климата вдоль указанных железнодорожных магистралей за несколько десятилетий. Он позволяет определить участки железных дорог, подверженные влиянию аномальных климатических условий в переменном временном масштабе. Представленные диаграммы Хофмюллера оказались эффективным инструментом для представления региональных изменений климата. Они могут быть весьма полезны при обслуживании, планировании, эксплуатации и адаптации железнодорожной инфраструктуры.
Информация взята с портала «Вестник ОНЗ».
Дополнительные материалы:
- Новость о публикации статьи на портале «Вестник ОНЗ».
- Статья в журнале «Russian Journal of Earth Sciences».