Новости

Экспедиция РГО по маршруту БАМа

26.08.2025

Начался второй сезон экспедиции Русского географического общества по Байкало-Амурской магистрали. В течение трех недель научные группы проводят исследования геологических и криогенных рисков на наиболее сложных участках Байкало-Амурской магистрали. Работы ведутся в районе Северомуйского тоннеля, населённых пунктов Таксимо и Новая Чара, а также на участке между Тындой и Сковородино. Специалисты уточняют уровень сейсмической опасности, анализируют последствия деградации вечной мерзлоты и оценивают устойчивость железнодорожного полотна, мостов и тоннелей.

Особое внимание уделяется влиянию активного дорожного строительства и роста туризма на экологию и жизнь местных жителей. Геофизики изучают тектонические разломы в районе Таксимо и Ангараканского озера. Их задача – определить напряжение в земной коре и найти следы древних землетрясений, чтобы оценить частоту сильных подземных толчков. На участке между Новой Чарой и Северомуйском планируется установить сейсмодатчики для регистрации подземных толчков. Такой подход поможет повысить устойчивость региона к природным и социальным вызовам.

Ученые ИФЗ РАН Екатерина Мануилова и Татьяна Тверитинова. Фото предоставлено участниками экспедиции
Ученые ИФЗ РАН Екатерина Мануилова и Татьяна Тверитинова. Фото предоставлено участниками экспедиции
Татьяна Тверитинова. Фото предоставлено участниками экспедиции
Старт работ в Северомуйском тоннеле

«Проработка глобальных логистических маршрутов – одна из задач РГО. В приоритетах – транспортная связанность территорий нашей страны, включая объединение БАМа и Транссибирской магистрали. Поэтому мы продолжаем фундаментальные геолого-геофизические исследования по маршруту Байкало-Амурской магистрали. Это особенно важно с учетом строительства дублера Северомуйского тоннеля, дублера Кузнецовского тоннеля, а также нового Дуссе-Алиньского тоннеля.

В связи с развитием новых объектов необходимо учитывать и природно-техногенные риски – территория находится в зоне многолетней мерзлоты, деградирующей в связи с наблюдаемыми изменениями климата. Хочу отметить и сейсмоопасность региона, обусловленную близостью Байкальской рифтовой зоны, геодинамические процессы в пределах которой могут стать причиной высокомагнитудных землетрясений.

Новые геофизические данные, полученные в ходе натурных экспериментов, позволят создавать научно обоснованные адаптационные сценарии для снижения возможных негативных последствий разномасштабных природно-техногенных катастроф, содействовать решению основополагающих вопросов безопасности жизнедеятельности, а также обеспечению надежной и безаварийной работы стратегически значимой транспортной инфраструктуры», – рассказал Алексей Леонидович Собисевич, научный руководитель экспедиции, заместитель директора ИФЗ РАН по научной работе,
член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук.

Экспедиция организована совместно с учеными ИФЗ РАН, Институтом географии РАН, Петербургским государственным университетом путей сообщения, Федеральным исследовательским центром «Единая геофизическая служба РАН», Институтом геоэкологии имени Е.М. Сергеева РАН, МИИТ, Санкт-Петербургским университетом ГПС МЧС России и Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН.

Инфомация взята с сайта РГО.

Дополнительная информация:

Статья на сайте РГО.