Экспедиция РГО по Байкало-Амурской магистрали 2024
Байкало-Амурская магистраль берет начало в Тайшете Иркутской области, примерно посередине между Красноярском и северным берегом Байкала, тянется почти на 4300 километров через 11 полноводных рек и 7 крупных горных хребтов к берегу Тихого океана и заканчивается в поселке Ванино Хабаровского края. Большинство территорий, по которым проложена магистраль, приравнены к районам Крайнего Севера. В 2024 году, группа ученых провела исследования на участке БАМа протяженностью чуть больше 400 километров — от Северобайкальска до Таксимо. Было протестировано инновационное оборудование, позволяющее заранее определять опасные сейсмические, физические и техногенные процессы, которые могут помешать безаварийному движению поездов.
В декабрьском номере журнала для пассажиров ОАО «РЖД» — РЖД Тур опубликован материал обозревателя Юлии Гопиус о новой экспедиции Русского географического общества совместно с Министерством обороны России, ОАО «РЖД» и ведущими научными институтами страны, исследовавшими современное состояние трассы для ее дальнейшей модернизации.
Ученые из Института физики Земли имени О. Ю. Шмидта РАН, Института земной коры Сибирского отделения РАН и Российского университета транспорта (МИИТ) провели геофизический мониторинг и определили состояние окружающей среды вокруг трассы. Для этого вдоль железнодорожного полотна были установлены временные пункты наблюдения. При помощи активной сейсморазведки, тепловизионной съемки и спектрометрии геофизики составили карты разломов и зон нарушенности, которые могут нести значительные риски для полотна БАМа. Для того чтобы оценить, с какой скоростью происходит растяжение земной коры на участках магистрали, участники экспедиции заложили новые пункты измерений для спутниковой геодезии. С помощью полученных знаний можно выделить тектонически активные районы, в которых высока вероятность природно-техногенных катастроф.
На фото сотрудники ИФЗ РАН Сергей Тощов и Андрей Котов.
«Сначала мы определили ключевые направления исследований трассы и прилегающих территорий: геолого-геофизическое и геоэкологическое. Одна из главных целей проекта — развитие систем мониторинга сейсмической активности вдоль магистрали. Мы усовершенствовали прежние и установили новые сейсмостанции, использовали новые технологии для дополнительного контроля безопасности в ходе эксплуатации транспортного перехода», — рассказал Алексей Леонидович Собисевич, заместитель директора ИФЗ РАН, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией фундаментальных проблем экологической геофизики и вулканологии ИФЗ РАН, доктор физико-математических наук.
Информация взята из декабрьского номера журнала для пассажиров ОАО «РЖД» — РЖД Тур, автор материала Юлия Гопиус.
Дополнительная информация:
Полный текст статьи читайте по ссылке.