Алексей Дмитриевич Завьялов: толчки магнитудой 5,7 – это существенное явление для Дагестана
Каспийское море, являющееся крупнейшим на Земле замкнутым водоёмом, с точки зрения геологии, представляет собой динамичный и сложно устроенный регион, где сталкиваются мощные тектонические силы. Его западное побережье (в частности, территория Республики Дагестан) относится к зоне повышенной сейсмической активности.
Эта сейсмичность обусловлена тем, что западное побережье Каспия лежит в пределах Альпийско-Гималайского складчатого пояса. Там происходит столкновение Евразийской и Аравийской литосферных плит — Аравийская плита медленно движется на север, создавая колоссальное напряжение в земной коре.
В восточной части Кавказа глубинные разломы являются источниками постоянного высвобождения накопленной энергии, что на поверхности проявляется в виде землетрясений. Историческая летопись Дагестана содержит множество свидетельств о мощных и разрушительных подземных толчках. Одним из самых сильных в новейшей истории стало землетрясение 14 мая 1970 года, известное как Дагестанское. Его магнитуда составила 6,7. Тогда погиб 31 человек, серьёзно пострадали города Махачкала и Каспийск, были разрушены или повреждены тысячи зданий.
«По статистике землетрясений в мире, толчки магнитудой 5,7 — это рядовое событие. Хотя для Дагестана, не спорю, это существенное и заметное явление. Хорошо, что всё обошлось раскачиванием люстр. Повезло, что очаг находился в море и не было цунами», — рассказал корреспонденту «Аргументов и фактов» Дмитрию Писаренко заведующий лабораторией сейсмической опасности ИФЗ РАН, доктор физико-математических наук Алексей Дмитриевич Завьялов.
По словам ученого, теоретически любое землетрясение способно повлиять на последующие сейсмические события. В результате подвижки в недрах Земли возникает упругая волна, которая распространяется во все стороны, преломляясь, отражаясь, затухая и пр. Когда такая волна приходит в неустойчивую зону, она может добавить ей энергии, и, если там созрел очаг, может произойти ещё одно землетрясение.
Алексей Дмитриевич отметил, что после землетрясения в Дагестане отсутствовали афтершоки, возможно, энергия, сброшена не до конца.
Дополнительная информация:
Полная версия статьи на портале «Аргументы и факты».