УДК 550.34


Определение in situ упругих свойств нижнего строения железнодорожного пути при сейсмометрических наблюдениях


Г.Н. Антоновская1, И.П. Добровольский2, Н.К. Капустян1,2, И.П. Орлова2


1 Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН, г. Архангельск, Россия

2 Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, г. Москва, Россия


Автор для переписки: Г.Н. Антоновская, e-mail: essm.ras@gmail.com


Аннотация. По результатам сейсмометрических наблюдений вибраций при прохождении поезда показана возможность определения упругих параметров земляного полотна железнодорожного пути. Обоснование методики мониторинга получено при анализе собственных экспериментальных данных и теоретического рассмотрения при хорошем согласии теории и эксперимента. Как составная часть методики рассмотрены требования к регистрирующей аппаратуре и указаны наиболее подходящие типы датчиков – Trillium Compact-120s, которые можно располагать вблизи полотна на безопасном от него расстоянии. Такой датчик с соответствующим регистратором и программой оперативной обработки записей может быть включен в комплекс методов мониторинга состояния земляного полотна. Приведенные оценки разрешающей способности предлагаемой методики показывают, что она является достаточно чувствительной для выявления деформационных свойств грунтов на ранней стадии их деградации, что особенно важно для многолетнемерзлых грунтов.


Ключевые слова: земляное полотно, нижнее строение железнодорожного пути, вибрации от подвижного состава, сейсмическая аппаратура, расчеты теории упругости


DOI: https://doi.org/10.21455/si2020.1-4


Цитируйте эту статью как: Антоновская Г.Н., Добровольский И.П., Капустян Н.К., Орлова И.П. Определение in situ упругих свойств нижнего строения железнодорожного пути при сейсмометрических наблюдениях // Сейсмические приборы. 2020. Т. 56, № 1. С.44–55. https://doi.org/10.21455/si2020.1-4


Финансирование


Работа выполнена при частичной поддержке по гранту РФФИ № 19-35-90071, НИОКТР АААА-А17-117060110064-1 (ИФЗ РАН) и государственного задания АААА-А18-118012490072-7 (ФГБУН ФИЦКИА РАН).


Литература


Антоновская Г.Н., Афонин Н.Ю., Басакина И.М., Капустян Н.К., Басакин Б.Г., Данилов А.В. Возможности сейсмических методов для оценки состояния земляного полотна железнодорожных путей в условиях Крайнего Севера // Транспортные системы и технологии. 2017. Вып. 3(9). С.133–161.

Антоновская Г.Н., Капустян Н.К., Федоренко Е.В. Возможности сейсмической аппаратуры в задачах оценки состояния железнодорожных насыпей // Сейсмические приборы. 2019. Т. 55, № 3. С.61–73. https://doi.org/10.21455/si2019.3-4

Ашпиз Е.С., Шмаков А.П. Результаты мониторинга высоких насыпей на опытном полигоне Качканар–Смычка // Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожного пути: Труды XVI международной научно-практической конференции. М.: МИИТ, 2019. С.216–223.

Грайзер В.М. “Истинное” движение почвы в эпицентральной зоне. М.: ИФЗ АН СССР, 1984. 197 с.

Железнодорожный путь / Ашпиз Е.С., Гасанов А.И., Глюзберг Б.Э. / Под ред. Е.С. Ашпиза. М.: ФГБОУ “Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте”, 2013. 544 с.

Капустян Н.К., Юдахин Ф.Н. Сейсмические исследования техногенных воздействий на земную кору и их последствий. Екатеринбург: УрО РАН, 2007. 416 с.

Капустян Н.К., Антоновская Г.Н., Басакина И.М., Данилов А.В. Моделирование состояния нижнего строения железнодорожного пути с применением сейсмических методов // Наука и технологические разработки. 2018. Т. 97, № 1. С.35–48. [Тематический выпуск “Прецизионный геофизический мониторинг природных опасностей. Часть 1. Приборы и технологии”]. https://doi.org/10.21455/std2018.1-4

Каспржицкий А.С., Лазоренко Г.И., Шаповалов В.Л., Окост М.В., Морозов А.В., Явна В.А. Динамические характеристики и устойчивость земляного полотна в условиях тяжеловесного движения // Вестник РГУПС. 2019. № 2. С.104–123.

Коншин Г.Г. Динамические напряжения в земляном полотне от воздействия подвижного состава. М.: МИИТ, 2004. 154 с.

Ломакин В.А. Теория упругости неоднородных тел. М.: Изд-во МГУ, 1976. 368 с.

Новацкий В. Теория упругости. М.: Мир, 1975. 872 с.

Zhang Z., Dhanasekar M. Dynamics of railway wagons subjected to braking torques on defective tracks // Vehicle system dynamics. 2012. V. 50 (1). P.109–131. https://doi.org/10.1080/00423114.2011.571265


Сведения об авторах


АНТОНОВСКАЯ Галина Николаевна – доктор технических наук, заместитель директора по научной работе, заведующая лабораторией, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН. 163000, Архангельск, наб. Северной Двины, д. 23. Тел.: +7(8182) 21-56-17. E-mail: essm.ras@gmail.com


ДОБРОВОЛЬСКИЙ Игорь Петрович – доктор физико-математических наук, доцент, главный научный сотрудник, Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН. 123242, Москва, ул. Большая Грузинская, д. 10, стр. 1. E-mail: dipedip@gmail.com


КАПУСТЯН Наталия Константиновна – доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник, Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН. 123242, Москва, ул. Большая Грузинская, д. 10, стр. 1; главный научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН. 163000, Архангельск, наб. Северной Двины, д. 23. Тел.: +7(8182) 21-56-17. E-mail: nkapustian@gmail.com


ОРЛОВА Ирина Петровна – научный сотрудник, Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН. 123242, Москва, ул. Большая Грузинская, д. 10, стр. 1. E-mail: i.p.kachan@gmail.com