КАТАСТРОФА ВЕРТОЛЕТА НА АРХИПЕЛАГЕ ШПИЦБЕРГЕН: ДЕШИФРОВКА ИНФРАЗВУКОВЫХ И СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ
1 Федеральный исследовательский центр «Единая геофизическая служба РАН»
2 Кольский филиал Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба РАН»
2 Кольский филиал Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба РАН»
Журнал: Геофизические процессы и биосфера
Том: 18
Номер: 1
Год: 2019
Страницы: 111-117
УДК: 550.348
Показать библиографическую ссылку
ВИНОГРАДОВ Ю.А., ФЕДОРОВ А.В. КАТАСТРОФА ВЕРТОЛЕТА НА АРХИПЕЛАГЕ ШПИЦБЕРГЕН: ДЕШИФРОВКА ИНФРАЗВУКОВЫХ И СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ // Геофизические процессы и биосфера. 2019. Т. 18. № 1. С. 111-117. DOI: 10.21455/GPB2019.1-10
@article{ВИНОГРАДОВКАТАСТРОФА2019,
author = "ВИНОГРАДОВ, Ю. А. and ФЕДОРОВ, А. В.",
title = "КАТАСТРОФА ВЕРТОЛЕТА НА АРХИПЕЛАГЕ ШПИЦБЕРГЕН: ДЕШИФРОВКА ИНФРАЗВУКОВЫХ И СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ",
journal = "Геофизические процессы и биосфера",
year = 2019,
volume = "18",
number = "1",
pages = "111-117",
doi = "10.21455/GPB2019.1-10",
language = "Russian"
}
Скопировать ссылку в формате ГОСТ
Скопировать ссылку BibTex
Ключевые слова: инфразвуковые сигналы, сейсмические сигналы, сейсмоинфразвуковая группа, сейсмоинфразвуковая локация, крушение вертолета, Шпицберген
Аннотация: 26.10.2017 г. в районе российского поселка Баренцбург на архипелаге Шпицберген потерпел крушение вертолет МИ-8 авиакомпании «Конверс Авиа». Момент катастрофы был зарегистрирован сейсмоинфразвуковым комплексом «Баренцбург», расположенным в 2.5 км от места катастрофы. Сейсмоинфразвуковой комплекс состоит из микроапертурной инфразвуковой группы, включающей три низкочастотных микрофона, и расположенной на той же площадке широкополосной сейсмостанции. В работе приводится детальный анализ полученных записей сейсмометра и низкочастотных микрофонов. На сейсмических каналах обнаружено два типа сигналов, обусловленных падениемю вертолета: волна, вызванная ударом вертолета о воду и распространявшаяся в земной толще, и воздушная волна, также порожденная ударом о воду, но распространявшаяся в атмосфере. Второй тип волны также записан и низкочастотными микрофонами инфразвуковой микрогруппы. Описана методика определения координат источника по комплексному анализу акустических и сейсмических сигналов. Для определения расстояния до источника использовалась разница времен прихода сейсмической и акустической волн, а направление на источник определялось по разнице времен вступлений акустической волны на разнесенные в пространстве микрофоны инфразвуковой микрогруппы. Проанализированы записи акустических сигналов, ассоциируемых с работой несущего винта до крушения и в момент удара о воду. Детальный анализ частотного и амплитудного состава полученных сейсмических и инфразвуковых сигналов позволил не только определить точное место и время падения вертолета, но и оценить предполагаемую траекторию его движения до момента падения, а также восстановить некоторые детали катастрофы.