Геофизические исследования: статья

Применение оптимизационных алгоритмов для решения задач планирования морских сейсморазведочных работ с донными станциями в условиях Арктического шельфа
С.В. Зайцев1,2
С.А. Тихоцкий1,3
А.В. Силаев1,2
А.А. Ананьев1
Д.В. Ужегов1
И.Ю. Кудряшов1,2
Б.В. Васекин1,2
С.И. Кондрашенко1,2
А.Н. Хлюпин1
Д.А. Кулыгин1,2
С.О. Базилевич4
1 Московский физико-технический институт, г. Долгопрудный, Россия
2 ООО “Инжиниринговый центр МФТИ по полезным ископаемым”, г. Долгопрудный, Россия
3 Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, г. Москва, Россия
4 АО “МАГЭ”, г. Москва, Россия
Журнал: Геофизические исследования
Том: 23
Номер: 2
Год: 2022
Страницы: 55-72
УДК: 550.8.024, 51-73
DOI: 10.21455/gr2022.2-4
Ключевые слова: морская сейсморазведка, планирование сейсмических исследований, транзитная зона, оптимальное планирование, искусственный интеллект, алгоритмы оптимизации, путь Дубинса, задача коммивояжёра
Аннотация: Представлен алгоритм оптимизации траекторий и последовательности движения флота морских сейсморазведочных судов при решении задачи морской сейсморазведки с использованием донных станций, основанный на решении задачи коммивояжёра со смешанной доставкой и сбором товара, известной в литературе как TSPDC (Traveling Salesman Problem with mixed Delivery and Collections). Приведено описание расширения алгоритма на задачу, принимающую во внимание статические закрытые зоны, которые моделируют ледовую и метеорологическую обстановку, непригодную для движения судна. Алгоритм с применением путей Дубинса обеспечивает близкий к минимальному путь, учёт реальных характеристик движения судов и их скорости при выполнении различных типов работ (укладка донных станций, сбор станций, маневрирование и т.д.). Научная новизна исследования заключается в применении решения задачи TSPDC к задачам морской геофизики с условием наличия закрытых зон и разработке алгоритма оптимизации работ сейсмических судов с использованием донных станций, что актуально в условиях арктического шельфа в период ограниченной навигации. Описанный в статье алгоритм позволяет учитывать возврат судна для сбора оборудования при работе с донными станциями в транзитной зоне. Разработанный алгоритм планирования проведения морских сейсморазведочных работ лёг в основу прикладного программного обеспечения. Приводится формализация задачи, результаты работы алгоритма и примеры планирования на тестовых данных. Затронуты вопросы о допустимых ограничениях для предложенного алгоритма. Полученные результаты применимы для дальнейшего использования при реализации задач по оптимизации плана работ сейсморазведочной морской съёмки с несколькими судами как при планировании сейсморазведочных работ, так и при корректировке планов непосредственно на судне. Применение также оправдано в случае необходимости повторного захода на профиль (например, при повторной отработке бракованного участка работ).
Список литературы: Зайцев С.В., Васекин Б.В., Тихоцкий С.А., Силаев С.В., Ананьев А.А., Орлов Р.В., Ужегов Д.Н., Кудряшев И.Ю., Кондрашенко С.И., Базилевич С.О. Использование алгоритмов искусственного интеллекта для оптимального планирования морских сейсмических работ // Доклады РАН. Науки о Земле. 2021а. Т. 501, No 2. С.210–218.

Зайцев С.В., Васекин Б.В., Филиппов Д.Д., Ерофеев А.А., Тихоцкий С.А. Экспертная система для поддержки принятия оперативных решений при проведении морских сейсмических съёмок / Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ No 2021666605, выдано 18.10.2021б.

Марков А.В., Симаньков В.И. Методика расчета траекторий полета беспилотных летательных аппаратов для наблюдения за местностью // Доклады Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. 2019. No 4 (122). C.57–63.

Baldacci R., Hadjiconstantinou E., Mingozzi A. An Exact Algorithm for the Traveling Salesman Problem with Deliveries and Collections // Networks. 2003. N 42. P.26–41.

Caillau J.B., Maslovskaya S., Mensch T., Moulinier T. Zermelo–Markov–Dubins problem and extensions in marine navigation // 2019 IEEE 58th Conference on Decision and Control (CDC). 2019. P.517–522.

Dokht R., Hamidreza R., Talebi M. Optimizing 3-D seismic survey design parameters using genetic algorithm – a case study in southwest of Iran // Arabian Journal of Geosciences. 2013. N 6. P.1965–1975.

Dubins L.E. On Curves of Minimal Length with a Constraint on Average Curvature, and with Prescribed Initial and Terminal Positions and Tangents // American Journal of Mathematics. 1957. V. 79, N 3. P.497–516.

Gutin G., Jakubowicz H., Ronen S., Zverovitch A. Seismic vessel problem // Communications in DQM. 2003. V. 8. 9 p.

Lugo-Cárdenas I., Flores G., Salaza S., Lozano R. Dubins path generation for a fixed wing UAV // 2014 International Conference on Unmanned Aircraft Systems (ICUAS). 2014. P.339–346. DOI: 10.1109/ICUAS.2014.6842272

Saunders J., Brandon C., Curtis A., Beard R., McLain T. Static and Dynamic Obstacle Avoidance in Miniature Air Vehicles // American Institute of Aeronautics and Astronautics (AIAA). 2005. N 1526. 14 p. DOI: 10.2514/6.2005-6950

Vermeer G. Acquisition/Processing – 3D seismic survey design optimization // The Leading Edge. 2003. V. 22, N 10. 9 p.